Никогда не прекратится критика
Все, что здесь Тибо говорит о ненадежности наших текстов, касается в такой же мере и наших Священных писаний; в них также никогда не прекратится критика, но для того, кто может находить в них духовную пищу и радость, это не будет помехой. Совершенно противоположное и широко распространенное мнение сводится к тому, что к римскому праву можно и нужно подходить намного проще и что ему следует уделять лишь немного времени. Это и утверждали, и осуществляли на практике (как это будет показано ниже), особенно там, где в веденных новых сводах законов римское право должно было служить только вспомогательным материалом; равным образом и в том случае, когда речь шла об образовании будущих законодателей. Полагали, что для этих целей не нужны обременительные подробности, что можно удовлетвориться тем, что называли Духом этого права.
А этот дух заключается в том, что обычно называется Институциями и что могло бы послужить для первой ориентации в материале: самые общие понятия и положения без критической проверки, без применения и тем более без рассмотрения источников, благодаря чему все это и наполняется истинной жизнью. Но это абсолютно напрасно, и если нет желания сделать что-либо больше, то и само это небольшое время будет потрачено впустую; единственная польза, которую могло бы принести такое изучение, — сохранение имени и внешней формы нашей науки, благодаря чему в будущем в лучшие времена можно было бы, пожалуй, облегчить ее возрождение.
не очень:!