Третий классификационный признак
Диахронические заполняют лакуны повествования, продолжая ряд событий вперед (и ставя их в следственную связь с известными) и назад (в причинной связи к ним). Такого рода апокрифы возникали «в результате конфликта между тем, что дано (в Писании), и тем, что, по мнению творца апокрифа должно существовать Третий классификационный признак — функциональный: он разделяет апокрифы на квазиканоничные, аканоничные и антиканоничные. К первым относятся те, что нашли себе место в обряде: факт литургического употребления (в минеях, синаксарях, прологах) был достаточным аргументом для сакрализации мотива независимо от его происхождения. К апокрифам этого рода относится цикл преданий о Марии, на котором во многом основывается церковный культ Приснодевы. К апокрифам этого рода относится цикл преданий о Марии, на котором во многом основывается церковный культ Приснодевы. Примером аканоничсского апокрифа (группы.
которая впоследствии поляризовалась, совпав либо с квазиканоничными, либо с антиканоничными)может быть упомянутое «Евангелие Фомы” (не гностическое). В том, как чудеса, описанные апокрифом, переносят в детство Христа определенные тенденции канонических евангелий (например, оживление глиняных птиц в субботу), можно увидеть отмеченное теологами свойство аканонических апокрифов, «которые часто, хотя и не в аутотентичных образах, показывают аутентичную веру церкви» (с. 71) Характеризовать их как выражающие демократические тенденции было бы натяжкой. АЕНаумов отмечает интересную тенденцию в бытовании апокрифов: «Чем дальше от официальной отстояла данная пластическая реализация, тем меньше была ее популярность» Четвертый признак классификации АЕНаумова — более традиционный: содержательный.
В соответствии с тем, какой из книг Писания осуществляется в них мимезис, апокрифы делятся на ветхозаветные (исторические, пророческие дидактические) и новозаветные (евангелия, деяния, послания, апокалипсисы).
Добавить комментарий