Греко-восточная традиция
В этой связи Лилиенфельд разбирает обвинение Иосифа в том, что Нил «убирает чудеса русских чудотворцев из их житий». Это, по Лилиенфельд, означает нс редакторскую обработку текстов, но нечто совсем иное: противопоставляя греко-восточную традицию русской (отрицая монастырское владение), Нил «хулит» и чудотворцев, которые традицию монастырского владения принимали. Результатом обострения этого расхождения стало суждение Вассиана на Соборе 1535 г. и многочисленные канонизации русских Для Иосифа же линия церковного владения шла от ветхозаветной десятины к византийской и русской традиции:в этом отношении история церкви представлялась ему как»сяящснный континуум». Опровергая легенду славянофилон, ЯСЛурье пытается доказать единомыслие Нила и Иосифа и в пункте нсстяжания: Иосиф также выступал за нищету монаха. Опровергая легенду славянофилон, Я.С.Лурье пытается доказать единомыслие Нила и Иосифа и в пункте нсстяжания: Иосиф также выступал за нищету монаха.
Но, замечает ФЛилиенфельд, Лурье не различает, о какого рода нищете идет речь; нищете отдельного монаха в киновии (против которой Иосиф как православный пастырь и инок, естественным образом не мог возражать) или о неимении монастыря? Различие, утверждает Лилиенфельд, лежит не в вопросе имущества, но глубже: в аскетическом идеале Нила и Иосифа. Эта проблема может быть верно понята только в связи с противопоставлением пустынножительства киновии. Мнение о Ниле Соросом как об учредителе скитов в России не точно.
Два вида монастырей различает еще Летопись Нестора; в (на Руси было сильнейшее тяготение к «пустыням», «скитам», «кельям», формально не организованному «особножитию» («келья устава не имать»). Против «особножития», доставлявшего множество беспокойств в силу разнообразных злоупотреблении и «самочиния», боролись многие русские митрополиты.
Добавить комментарий